Данил Осипчук.
Я прошел курс в начале июня (2003 года прим. ред.). Если тема
востребована, то могу поделиться своими впечатлениями.
Курсы очень хорошо организованы, - сегрегация полов, молчание, изоляция, легкое
питание и т.д. обеспечивают очень спокойный умственный климат, преимущества
которого должны оценить бьющиеся за сосредоточение миряне. Совершенно ничего не
отвлекает, все хоз. заботы на добровольных помощниках – по-моему, даже
начинающим должно удаваться поддерживать практику, там просто нечем заняться
кроме практики.
С практической точки зрения – три дня студенты занимаются отслеживанием дыхания
под носом, далее переходят к отслеживанию ощущений на теле, начиная с малых
участков и стремясь «проходить» в итоге все тело быстро и без пропусков. То
есть, «он тренируется вдыхать/выдыхать восприимчивый ко всему телу и успокаивая
телесное конструирование» и можно трактовать технику Гоенки как практику
медитации на дыхании или, например, «дзэн тихого озарения» в несколько
искусственном варианте (это я к тому, что курс наверняка подойдет почти любому,
пытающемуся практиковать, буддисту). Медитатор учится сохранять невозмутимость
по отношению к испытываемым им ощущениям(все мы знаем эти ощущения в коленях и
спине ) – в помощь предлагается восприятие непостоянства в различных масштабах и
ракурсах. Гоенка очень редко и как бы в шутку употреблял слово «боль» (я не
согласен с высказанной выше идеей, что он стремится внушить боль) все время
заменяя его на «тяжелые, интенсивные и грубые ощущения». Цель мучительной
неподвижности, как я понял, выработать привычку не реагировать механистично на
собственные импульсы, развивая умелые средства (вроде терпения, решимости и той
же самой апперцепции непостоянства), а также не пробуждать внутри себя
представление об обладании телом. При возникновении движения восприятие тела как
суммы разрозненных непостоянных ощущений разрушается и появляется привычное
восприятие тела как некой постоянной сущности, обладающей набором непостоянных
параметров (например, может быть, прочно связанное с рецепторами движения в
суставах отвечающих за координацию движений и положение в пространстве). Вообще,
шевелиться в сосредоточенном состоянии все равно, что передвигать наряженную
новогоднюю елку – первоначальный импульс начинает кататься и множиться и
сосредоточение теряется. Но если уж совсем тягостно – чего уж не пошевелиться, в
тиски там никого не зажимают и с курсов не выгоняют (наоборот, всячески
стараются не допустить побегов) J
С теоретической стороны, кроме помянутого непостоянства, в линии Гоенки
акцентируется следующее – после стадии апперцепции объекта восприятия,
появляются приятные или неприятные ощущения на теле и мы реагируем на них и
только на них (так я слышал и понял Гоенку) в попытке избавится от них, либо
усилить их. Именно в этом заключается открытие Будды и техника випассаны, по
словам Гоенки. Бесстрастное наблюдение и не реагирование на них опустошает запас
реакций-санскар и исчерпывает страдание. Ощущения на теле объявляются
единственным истинным переживанием (реальностью как она есть). Лично я не смог
заставить себя поверить в такой вегетативный способ реагирования и вообще
теоретическая часть вызывает много сомнений. Но то, что ум-тело неразрывно
переплетены и наблюдая ощущения на теле можно растождествиться с эмоциональной и
ментальной сферой вполне понятно и достойно применения. Собственно это и
тренируют весь ретрит. Гоенка говорит, что теоретическая часть может вызывать
вопросы, но техника все равно будет приносить пользу. Полностью согласен – эти
курсы – очень хорошее дело, а полученные там навыки - универсальны. Немаловажно,
и то, что они условно бесплатны – вы платите сколько хотите и только после
курсов, это настоящий подарок.
Данил Осипчук, (Традиция: дзен).
All Rights Reserved
Webmaster: Юрий