Данил Осипчук.

   Я прошел курс в начале июня (2003 года прим. ред.). Если тема востребована, то могу поделиться своими впечатлениями.
Курсы очень хорошо организованы, - сегрегация полов, молчание, изоляция, легкое питание и т.д. обеспечивают очень спокойный умственный климат, преимущества которого должны оценить бьющиеся за сосредоточение миряне. Совершенно ничего не отвлекает, все хоз. заботы на добровольных помощниках – по-моему, даже начинающим должно удаваться поддерживать практику, там просто нечем заняться кроме практики. 
С практической точки зрения – три дня студенты занимаются отслеживанием дыхания под носом, далее переходят к отслеживанию ощущений на теле, начиная с малых участков и стремясь «проходить» в итоге все тело быстро и без пропусков. То есть, «он тренируется вдыхать/выдыхать восприимчивый ко всему телу и успокаивая телесное конструирование» и можно трактовать технику Гоенки как практику медитации на дыхании или, например, «дзэн тихого озарения» в несколько искусственном варианте (это я к тому, что курс наверняка подойдет почти любому, пытающемуся практиковать, буддисту). Медитатор учится сохранять невозмутимость по отношению к испытываемым им ощущениям(все мы знаем эти ощущения в коленях и спине ) – в помощь предлагается восприятие непостоянства в различных масштабах и ракурсах. Гоенка очень редко и как бы в шутку употреблял слово «боль» (я не согласен с высказанной выше идеей, что он стремится внушить боль) все время заменяя его на «тяжелые, интенсивные и грубые ощущения». Цель мучительной неподвижности, как я понял, выработать привычку не реагировать механистично на собственные импульсы, развивая умелые средства (вроде терпения, решимости и той же самой апперцепции непостоянства), а также не пробуждать внутри себя представление об обладании телом. При возникновении движения восприятие тела как суммы разрозненных непостоянных ощущений разрушается и появляется привычное восприятие тела как некой постоянной сущности, обладающей набором непостоянных параметров (например, может быть, прочно связанное с рецепторами движения в суставах отвечающих за координацию движений и положение в пространстве). Вообще, шевелиться в сосредоточенном состоянии все равно, что передвигать наряженную новогоднюю елку – первоначальный импульс начинает кататься и множиться и сосредоточение теряется. Но если уж совсем тягостно – чего уж не пошевелиться, в тиски там никого не зажимают и с курсов не выгоняют (наоборот, всячески стараются не допустить побегов) J 
С теоретической стороны, кроме помянутого непостоянства, в линии Гоенки акцентируется следующее – после стадии апперцепции объекта восприятия, появляются приятные или неприятные ощущения на теле и мы реагируем на них и только на них (так я слышал и понял Гоенку) в попытке избавится от них, либо усилить их. Именно в этом заключается открытие Будды и техника випассаны, по словам Гоенки. Бесстрастное наблюдение и не реагирование на них опустошает запас реакций-санскар и исчерпывает страдание. Ощущения на теле объявляются единственным истинным переживанием (реальностью как она есть). Лично я не смог заставить себя поверить в такой вегетативный способ реагирования и вообще теоретическая часть вызывает много сомнений. Но то, что ум-тело неразрывно переплетены и наблюдая ощущения на теле можно растождествиться с эмоциональной и ментальной сферой вполне понятно и достойно применения. Собственно это и тренируют весь ретрит. Гоенка говорит, что теоретическая часть может вызывать вопросы, но техника все равно будет приносить пользу. Полностью согласен – эти курсы – очень хорошее дело, а полученные там навыки - универсальны. Немаловажно, и то, что они условно бесплатны – вы платите сколько хотите и только после курсов, это настоящий подарок.

Данил Осипчук,  (Традиция: дзен).

   

в начало


All Rights Reserved
Webmaster: Юрий

 

 

 



Hosted by uCoz